ДОП "Летний экологический лагерь"
методическая разработка

Программа в каникулярный летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_letniy_ekologicheskiy_lager.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

(МБОУДО ДДЮТ)

___________________________________________________________________

ПРИНЯТА

на заседании экспертно-методического совета (протокол от 08.05.2024 №8)

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 13.05.2024

№ 400

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «ЛЕТНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ»

(краткосрочная программа на летний период)

Авторы (составители): Ивченко Ю.А. - руководитель структурного

                                        подразделения;

Константинов Л.В. – педагог-организатор;

Сергеева Е.К. – методист.

Направленность программы: естественнонаучная

Уровень: базовый

Возраст детей: 12-15 лет

Срок реализации программы: 1 месяц

г. Всеволожск

2024 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа на летний период «Летний экологический лагерь» (далее – программа) естественнонаучной направленности базового уровня разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

•        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (утв. Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809);

•        Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

•        Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467);

•        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629);

•        Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

•        Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);

•        СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);

•        СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2);

•        Устав МБОУДО ДДЮТ;

•        Рабочая программа воспитания МБОУДО ДДЮТ;

•        Положение о дополнительных общеразвивающих программах, реализуемых в МБОУДО ДДЮТ;

•        Положение о реализации программы (системы) наставничества в МБОУДО ДДЮТ.

Актуальность программы

В населенных пунктах нашей страны происходят необратимые изменения в природных экосистемах. Эти изменения определяют экологические проблемы городов. Появляется необходимость в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения, а разработка новых программ является достаточно актуальной с методологической и практической стороны. В связи с этим была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Летний экологический лагерь». В основу программы положено пособие Алексеева С.В., Груздевой Н.В., Муравьёва А.Г. «Экологический центр в образовательной системе школы»[1].

Отличительные особенности данной программы

Программа «Летний экологический лагерь» включает в себя методы сбора и обработки материала для последующего написания исследовательских работ и направлена на организацию исследовательской деятельности учащихся по изучению природной среды и экосистемы Всеволожского района. Проведение исследований по программе позволит учащимся изучить местность и даст возможность сформировать более глубокие знания по экологии. Исследовательская деятельность вызывает у учащихся чувство сопереживания за судьбу природы, ее будущее.

Цель программы: создание условий для вовлечения учащихся в научную работу, в деятельность, связанную с полевыми исследованиями, наблюдением и описанием явлений и предметов окружающего мира, изучение экологического состояния природной среды; организация досуга детей в летний период.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучить организации проведения опытов и наблюдений, фиксирования полученных результатов, правилам постановки экспериментов;
  • научить учащихся анализировать результаты проведенных опытов и наблюдений;
  • научить пользоваться современным мобильным экспресс- оборудованием по изучению окружающей среды.

Развивающие:

  • формировать навыки, связанные с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды;
  • развивать любознательность, наблюдательность и интерес к изучению явлений природы;
  • развивать умение объяснять наблюдаемые явления и сопоставлять полученную информацию с уже имеющимися знаниями;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой  природы;
  • прививать чувство ответственности и умение работать в коллективе;
  • воспитывать понимание личной и общественной ответственности учёного, исследователя, стремление к достижению общественного блага посредством познания, исследовательской деятельности;
  • воспитывать понимание ценностей рационального природопользования;
  • воспитывать волю, дисциплинированность в исследовательской деятельности;

Организационно-педагогические условия

Сроки реализации краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы «Летний экологический лагерь» – 1 месяц (июнь).

Возраст учащихся, на который рассчитана образовательная программа 12-15 лет. Наполняемость групп до 15 человек.

Режим занятий: 2 занятия в неделю по 3 и 6 академических часа с перерывом – 10 минут между занятиями.

Общее количество часов за июнь – 36.  

Наполняемость группы (объединения) – 10-15 человек.

Форма обучения – очная.

Формы организации – групповая и индивидуальная.

Формы обучения и виды занятий – экскурсии, практические лабораторные работы, творческие работы.

Условия реализации программы:

  1. Помещения: учебный кабинет.
  2. Технические средства: фотоаппарат, компьютер, принтер, мультимедийный  проектор и звуковые колонки.
  3. Лабораторное оборудование: бинокли, микроскопы, дозиметр, мутномер, диск Секки, ph-метры  химическая посуда, Набор для оценки качества воды пресного водоема методом биоиндикации, Цифровая лаборатория Releon, гербарные сетки.
  4. Тест-комплекты для анализа воздуха, воды и почвы.
  5. Оборудование для изготовления гербария.
  6. Справочная литература.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать основные способы проведения экологических исследований (воздуха, почвы и воды); состояние и основные загрязнители окружающей среды в районе проживания, их источники и способы распространения по объектам окружающей среды;
  • уметь проводить исследования природных объектов; анализировать полученные результаты и делать выводы.

Метапредметные:

- обобщать и классифицировать изученный материал;

- обрабатывать, оформлять и представлять результаты.

Личностные:

- обладать навыками работы в коллективе, решения спорных  вопросов в процессе дискуссии на основе взаимного уважения;

- уметь распределять обязанности в совместной деятельности

Система оценки результатов освоения программы

Данная программа предполагает следующий вид контроля – текущий и  промежуточная аттестация. Формы контроля – педагогическое наблюдение, игра по станциям. Оценочные материалы – сценарий игры по станциям, итоговый протокол игры.

Итоговый контроль проводится в конце реализации программы. Промежуточная аттестация определяет уровень теоретических знаний, практические навыки и личностные качества. Проверка теоретических и практических знаний учащихся осуществляется посредством игры по станциям. Личностные качества – педагогическим наблюдением. Результаты промежуточной аттестации заносятся в итоговый протокол игры.

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Форма контроля, промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практ.

1.

Вводное занятие.

Фенологическая прогулка в парк Софиевка. Отбор и анализ проб. Обработка данных.

9

3

6

Беседа, опрос

2.

Поездка в Государственный природный заказник «Коккоревский».

Обработка данных и собранного материала.

Работа с гербарием.

9

3

6

Беседа, опрос

3.

Поездка в Памятник природы «Колтушские высоты».

Обработка данных и собранного материала.

Создание изделия с помощью эпоксидной смолы.

9

3

6

Беседа,опрос, творческая поделка

4.

Поездка парк-дендрарий Ботанического сада Петра Великого.

6

6

0

Беседа, опрос

5.

Итоговое занятие.

Игра по станциям на природе.

3

0

3

Игра по станциям

36

15

21

ИТОГО - 36 часов


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. «Вводное занятие» - 9 часов

Теория: Фенологическая прогулка в парк Софиевка. Экскурсия в природу. Рассказ об истории парка. Методы оценки экологического состояния пресного водоема. Метод количественного химического анализа, метод биоиндикации.

Правила работы со специальным оборудованием.

Способы обработки экологической информации. Расчет биотических индексов.

Методы оформления гербария.

Практика: Отбор и анализ проб. Обработка данных. Сбор растений для гербария. Фотофиксация растительности.

Тема 2. Государственный природный заказник «Коккоревский». Работа с гербарием - 9 часов

Теория: Поездка в заказник «Коккоревский». Рассказ о флоре и фауне. ООПТ Всеволожского района. Способы обработки экологической информации. Расчет биотических индексов. Работа с гербарием. Методы оформления гербария.

Практика: Отбор и анализ проб. Обработка данных. Фото-фиксация растительности. Создание фотобанка растений.

Тема 3. Памятник природы «Колтушские высоты». Создание изделия с помощью эпоксидной смолы - 9 часов

Теория: Поездка в памятник природы «Колтушские высоты». Рассказ о флоре и фауне. ООПТ Всеволожского района. Способы обработки экологической информации. Расчет биотических индексов. Эпоксидная смола, её свойства, изделия из эпоксидной смолы.

Практика: Отбор и анализ проб. Обработка данных. Фото-фиксация растительности. Создание изделия с помощью эпоксидной смолы.

Тема 4. Парк-дендрарий Ботанического сада Петра Великого – 6 часов

Теория: Поездка в парк-дендрарий Ботанического сада Петра Великого. Экскурсия.

Тема 5. Итоговое занятие. Игра по станциям на природе – 3 часа

Практика: Игра по станциям.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

п/ п

Раздел

Формы занятий

Методы обучения

Комплекс средств обучения

1.

Вводное занятие.

Фенологическая прогулка в парк Софиевка. Отбор и анализ проб. Обработка данных.

Учебное занятие, экскурсия, практическое занятие

Беседа, фенологическая прогулка, лабораторный анализ, сбор гербария, обработка данных, лекция

Набор лабораторной посуды для отбора проб воды, тест комплекты «Крисмас+», Набор для оценки качества воды пресного водоема методом биоиндикации, Цифровая лаборатория Releon, гербарные сетки, иллюстрации, определители, компьютер, проектор, мультимедийная презентация

2.

Поездка в Государственный природный заказник «Коккоревский».

Отбор проб воды и химический анализ. Отбор проб бентоса и сбор данных для расчета биотических индексов.

Фотофиксация  растительности. Обработка данных и собранного материала.

Работа с гербарием.

Учебное занятие, экскурсия, практическое занятие

Беседа, фенологическая прогулка, лабораторный анализ, обработка данных, лекция

Набор лабораторной посуды для отбора проб воды, тест комплекты «Крисмас+», Набор для оценки качества воды пресного водоема методом биоиндикации, Цифровая лаборатория Releon, иллюстрации, определители, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Гербарные сетки, гербарий

3.

Поездка в Памятник природы «Колтушские высоты».

Отбор проб воды и химический анализ. Отбор проб бентоса и сбор данных для расчета биотических индексов.

Фотофиксация растительности.

Создание изделия с помощью эпоксидной смолы.

Учебное занятие, экскурсия, практическое занятие

Беседа, фенологическая прогулка, лабораторный анализ, обработка данных, лекция, творческая работа

Набор лабораторной посуды для отбора проб воды, тест комплекты «Крисмас+», Набор для оценки качества воды пресного водоема методом биоиндикации, Цифровая лаборатория Releon, иллюстрации, определители, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Эпоксидная смола, силиконовые формы, ложечки, подстилки

5.

Поездка парк-дендрарий Ботанического сада Петра Великого.

Экскурсия

Беседа, лекция

6.

Итоговое занятие.

Игра по станциям на природе.

Практическое занятие

Игра

Сценарий игры по станциям

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель структурного подразделения

«Центр экологического образования»

_______________ Ю.А. Ивченко

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________________Е.К. Сергеева

Календарный учебный график

к ДОП «Летний экологический лагерь»

ФИО ПДО:

Базовая площадка:

Группа:

Количество занятий в неделю: 2 (по 3 и 6 часов (45 минут)

Количество часов в неделю: 9

Количество часов за учебный период: 36

Продолжительность учебного периода с 01.06.2024 по 30.06.2024 года.

Праздничные дни: 12 июня – «День России».

п/п

Дата

(планируемая)

Тема занятия

(по учебно-тематическому плану дополнительной общеразвивающей программы, согласно содержанию программы)

Количество часов

1

03.06.2024

Вводное занятие. Задача лагеря – собрать материал для будущих проектных (исследовательских) работ. Объект исследования – парк Софиевка (растительность) и река Лубья (точка отбора проб в парке). Отбор проб воды и химический анализ. Отбор проб бентоса и сбор данных для расчета биотических индексов.

6

3

05.06.2024

День эколога. Обработка данных и собранного материала.

Природа Ленинградской области.

3

4

10.06.2024

Поездка в Государственный природный заказник «Коккоревский».

Отбор проб воды и химический анализ. Отбор проб бентоса и сбор данных для расчета биотических индексов.

Фотофиксация растительности.

6

5

11.06.2024

Обработка данных и собранного материала. ООПТ Всеволожского района.

Работа с гербарием.

3

6

17.06.2024

Поездка в Памятник природы «Колтушские высоты».

Отбор проб воды и химический анализ. Отбор проб бентоса и сбор данных для расчета биотических индексов.

Фотофиксация растительности.

6

7

19.06.2024

Обработка данных и собранного материала. ООПТ Всеволожского района.

Создание изделия с помощью эпоксидной смолы.

3

8

26.06.2024

Поездка парк-дендрарий Ботанического сада Петра Великого.

6

9

27.06.2024

Итоговое занятие.

Игра по станциям на природе.

3

ИТОГО:

36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов:

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г. Экологический центр в образовательной системе школы. – Крисмас+, 1996.
  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. – М.: АО МДС, 1996.
  3. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н., Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. – М.: Владос, 2001.

Список литературы для учащихся и их родителей:

  1. Ванклив Д. Большая книга научных опытов для маленьких детей. М., 2010.
  2. Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник- определитель. М., 2007.
  3. Дунаев Е.А. Методы эколого-энтомологических исследований. М., 1997.


[1] Алексеев, С. В. Экологический центр в образовательной системе школы [Текст] / С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев. - СПб. : Крисмас+, 2000. - 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профильного экологического лагеря «Экос»

В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...

"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

Программа экологического лагеря "Ландыш"

   Среди учащихся школы с одной стороны выделяется группа учащихся, увлеченных естественными дисциплинами, с другой стороны имеется группа социально незащищённых детей. Таким об...

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы предназначены для педагогов-организаторов, вожатых, учителей занятых организацией летнего отдыха....

летний экологический лагерь: из опыта работы

Ежегодно  в нашей школе  работает  летний  экологический лагерь "Планета Дельта".  Участники: учащиеся  6-8 классов МБОУ "Байкало-Кударинская СОШ" Кабанского района....

Программа профильного экологического лагеря

Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быт...