Межпредметная викторина "Химия и ..."
учебно-методический материал

Дзагоева Фатима Борисовна

Материал представляет собой сценарий межпредметной викторины "Химия и ...", проводимый в рамках предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_i.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

межпредметной викторины «Химия и …»

Разработала преподаватель химии

ГБПОУ ВМТ - Дзагоева Ф.Б.

Цели:

Обучающая

Актуализировать знания обучающихся по химии, показать единство мира, взаимосвязи наук в развитии природы и общества.

Развивающая

Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по химии и другим предметам.

Воспитывающая

Воспитывать положительное отношение к обучению, способствовать  осознанию  роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.

Задачи:

Совершенствовать, обобщить и закрепить знания обучающихся по предметам; осуществление межпредметных связей.

Оборудование:

Периодическая система Д.И. Менделеева,  ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация, музыкальные заставки,  ответы для жюри, листочки для ответов.

Ход викторины

   Внеклассное мероприятие проводится между двумя командами  из 6-ти человек.

Учитель: Сегодня мы собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний, посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, посоревноваться, пообщаться друг с другом и, в конце концов, просто отдохнуть.

А посвящено оно различным наукам, в частности химии. Вы увидите, что знания химии, биологии и других наук могут пригодиться вам в жизни.

Учитель представляет жюри, участников команд, предлагает командам придумать названия и выбрать капитанов.

Затем учитель объясняет условия викторины и проводит жеребьевку. Отвечает тот участник, кто первый поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получает  1 балл. Жюри подводит итоги после каждого тура.

                                   

                                    «Разминка»

1. Вещество, по свойствам противоположное кислоте…

2. Соединение серы, имеющее запах тухлых яиц…

3. Вещества, изменяющие окраску в присутствии других веществ.

4. Вещество, ускоряющее химическую реакцию.

5. Какое вещество называют «едким натром»? Почему?

6. Какую формулу имеет «нашатырный спирт»? Каково  его химическое название?

 7. Какие металлы называются щелочными?

 8. Что такое галогены?

                                             « Химия и физика»

        Вопросы командам.
1.  Узнайте  ученого:  

  1. Годы жизни 1711-1765.
  2. Великий русский ученый-химик, физик, технолог, литератор.
  3. Создал первую в России химическую лабораторию.
  4. А. С. Пушкин писал: «Он был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». 
  5. Современному ученому трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии. Невозможно отделаться от чувства восхищения: как одного человека на все хватало. Таких людей мы называем энциклопедистами.
  6. По его инициативе в 1755 году был открыт Московский университет, носящий сейчас его имя. ( Михаил Васильевич  Ломоносов)

2.  Ваш чайник покрылся толстым слоем накипи. Объясните, почему вода в нем теперь закипает медленно? Предложите, как можно очистить чайник?

(На внутренней поверхности дна и стенок постепенно образуется слой накипи, теплопроводность которой замедляет процесс передачи теплоты от нагревателя воде; прокипятить воду, добавив в неё уксусную кислоту).

3.  Химическая реакция, сопровождающаяся выделением теплоты.     (Экзотермическая).

4.  Как называется процесс перехода вещества из пара в жидкое  состояние? (Конденсация).

5.  Каким уравнением описывается состояние идеального газа? (Уравнением Менделеева-Клапейрона).

6.  Процесс направленного движения потока электронов называется… (Электричеством).

 «Химия и география»

           Вопросы командам:

  1. Название  какого химического элемента имеет происхождение, совпадающее с названием земной коры? (земная кора - литосфера, название литий происходит от общего    слова «lithas» от греч. - камень).
  2. Название, какого полуострова звучит в названии элемента (скандий -Скандинавский полуостров)
  3. Заменив одну букву в названии элемента,  получите  название пролива между Европой и Азией.

(Фосфор - Босфор).

  1. Заменив, одну букву в названии элемента получите, название горной системы, расположенной на границе между Европой и Азией.

(Уран-Урал).

  1. Перечислите  химические элементы,  названные в честь стран.

(Германий, франций, галлий, полоний, рутений).

Балл добавляется,  если ученик назовет - кем  был открыт элемент.

Если обучающийся затрудняется, то учитель дополняет ответ.

Германий - был предсказан ещё Д.И.Менделеевым и назван эка- силицием. Назван в честь Германий т.к. был открыт немецким химиком в 1886 г. К.Винклером.

Франций - выделен французской исследовательницей М.Перей в 1939 году  и позже назван ученой в честь её родины.

Рутений - выделен в 1844 г. профессором Казанского университета К.Клаусом, который назвал новую «землю» рутением в честь Рутении - средневековое латинское название России.

Полоний - выделен в 1898 г. супругами Кюри и назван по латинскому названию родины Марии Складовской- Кюри-Польши.

Галлий - так французский наследник древних галлов Л. де Буабодран назвал эка-алюминий Менделеева. Галлами римляне назвали своих соседей в северной Италии и нынешней Франции.

 

 «Химия и биология»

Вопросы командам:

  1. Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению? (Соляная)
  2. Недостаток, какого элемента в организме приводит к кариесу зубов? (Фтор)
  3. В какой капусте содержится много йода? (в морской капусте-  ламинарии около 3%)
  4. Иногда говорят, что человеку, страдающему расстройством нервной системы, врачи рекомендуют «пить бром». Можно ли пить бром? Почему? (Бром пить нельзя - он очень ядовит. В состав успокаивающих лекарственных  препаратов входят небольшие дозы солей - бромидов натрия и калия).
  5. Какое вещество и почему Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»?

          (Воду. Все химические реакции в организме человека проходят в водной среде.  Вода составляет основу крови. Она снабжает организм всем необходимым и очищает его от шлаков. Испарение воды регулирует температуру тела).

6.   Стимулятор роста растений. (Удобрение).  

7.  Как называется процесс превращения солнечной энергии в химическую,               который происходит в зеленых растениях?  (Фотосинтез).

8.   Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышь и як)


« Химия и история»

Вопросы командам:

  1. Если верить древнему историку, во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда?

( из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами)

  1. Известно, что ввод в действие римского водопровода послужил причиной распространения непонятных отравлений. Из чего были сделаны трубы? Что явилось причиной болезни?

(Из свинца.  Причина  -  отравление ионами свинца)

  1. Соединением,  какого химического элемента был отравлен Наполеон?

(Мышьяка)

  1. Угадай вещество: « На пирах у Киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол где сидели князь и его приближенные. А гости по проще с княжеского пира уходили «несолоно хлебавши».  (Поваренная соль)
  2. Что означает выражение «золотое руно»? Какова его история?

(«Золотым руном» называли шкуру барана. Это продукция простейшего способа добычи золота. Баранью шкуру помещали на дне ручья и выдерживали её там некоторое время. В неё набивался золотой песок, и шкура становилась золотой. «Золотое руно» старались заполучить аргонавты  - участники легендарного похода на корабле «Арго». Согласно древнегреческому мифу  Ясон и его товарищи отправились в Колхиду добыть золотое руно, которое охранялось злым драконом).

  1. Три металла, вошедшие в названия веков. (Золото,)

 «Химия и литература»

  Вопросы командам:

  1. Как следует понимать выражения «золотая молодежь», «золотая середина»? (Богатая аристократическая молодежь, прожигающая жизнь; оптимальное решение, лишенное риска)
  2. Назовите автора строк:  

 -«Я помню время золотое»        

               (Ф.И.Тютчев)

- «Я не знаю, что будет со мною....

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь»            

                               (С.Есенин)                  

- «Поэзия - та же добыча радия,

в грамм добыча, в год труды»

                               ( В.Маяковский)

- «За окошком в первом инее

лежат поля из алюминия…»

                               (А.Вознесенский)

- «Свинцовой тяжестью своею

легли на дворы небеса»

                               (Б.Пастернак)

- «На рукомойнике моём

Позеленела медь...»

                                (А.Ахматова)

  1. Какие поговорки и пословицы включают названия химических элементов, веществ?

(- Слово - серебро, молчание  - золото.

- В народе без железа, что при обеде без соли.

          - Куй железо пока горячо.

- Не все золото, что блестит.)

 «Химия и русский язык»

Вопросы командам:

  1. В названии каких элементов входят местоимения?

 (Неон, криптон, мышьяк).

  1. В названии каких элементов входят глаголы?  (Бериллий, селен)
  2. Добавьте буквы в начале или в конце слова так, чтобы получить названия химических элементов. (Бар-барий; ром-бром, хром; желе-железо; ель- никель; крем- кремний;   тина-платина; маг- магний; полон- полоний; ребро- серебро; три - иттрий, натрий; лото-золото; род- водород кислород, углерод).
  3. Придумайте не менее трех синонимов названия «поваренная соль».

(Хлорид натрия, каменная соль, пищевая соль).

  1. О каких двух русских химиках идет речь: букв в фамилии одинаково, но в фамилии одного все гласные «О», а у другого такое же количество гласных «Е»? (Ломоносов и Менделеев)

 «Химия и кулинария»

  Вопросы командам:

  1. Какой сахар не едят? (Свинцовый сахар, т.е. ацетат свинца, сладкий на вкус, но ядовит)
  2. Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? (Идет окисление соединений железа)
  3. В молоке содержится все три группы питательных веществ - белки, жиры и углеводы.  Как выделить из молока жир и белок?

      ( Жир - сбиванием, белок - действием  кислоты, денатурацией)

  1. Как доказать, что картофель, хлеб, рис содержит крахмал? (Действием йода, йод синеет)
  2. Чем объяснить появление  твердой корки при выпечке хлеба и жарке картофеля? (Это связано с образованием на их поверхности клейковины -  промежуточного продукта гидролиза крахмала).
  3. Как называется продукт неполного гидролиза крахмала? (Патока).
  4. Как называется первая реакция, протекающая при переваривании пищи? (Гидролизом).
  5. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая её? (При помощи соляной кислоты, т.к. скорлупа карбонат кальция растворяется в соляной кислоте).
  6. Что такое «царская водка» и почему её так называют? (Это смесь концентрированных соляной и азотной кислот в соотношении 3:1).

   

Жюри подводит итоги. Победившая команда получает призы.

Учитель: Вот подошла к концу наша интеллектуальная  межпредметная  викторина.

Вы узнали о роли химии среди других наук. И убедились в том, что вы умны, трудолюбивы, талантливы и в этом ваше главное богатство.

И закончить мне хочется словами немецкого педагога- математика Адольфа Дистервега:

 «Ни в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛИ» И «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Целью  работы являлось изучение особенностей, способов и методов проведения занятий с применением информационных технологий, а также формирование навыков применения информационных технологий у ст...

Межпредметные связи.

многие экономические дисциплины связаны между собой. Например, расчитывая статистические показатели, мы непременно должны знать математику и не только уметь выполнять арифметические действия, но и вла...

Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"

Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"...

Использование межпредметных связей в преподавании математики

Использование межпредметных связей в преподавании математики...

Межпредметные связи при обучении в колледже.

Межпредметные связи при обучении в колледже.Содержание:1. Введение.   2. Межпредметные связи. 2.1 Понятие и классификация межпредметных связей.  2.2 Виды межпредметных связей в содержании об...

Реализация межпредметных связей в процессе обучения математике в медицинском колледже

Общеобразовательные дисциплины содержат в себе элементы, необходимые медицинскому работнику. Математика позволяет формировать некоторые профессиональные компетенции будущего медработника. В работе пок...

«Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе в рамках УМК «Школа XXI века»

Обобщение опыта по теме: «Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе в рамках УМК «Школа XXI века»...