«Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе в рамках УМК «Школа XXI века»
статья по теме

Егорова Елена Валерьевна

Обобщение опыта по теме: «Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе в рамках УМК «Школа XXI века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование опыта:

«Экологическое образование

младших школьников на межпредметной основе в рамках УМК «Школа XXI века»

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере  отечественного образования.  В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из базовых национальных ценностей является «природа».

Традиционная программа по окружающему миру даёт возможность формировать у детей целостное представление о мире. Но в современной практике встречаются недостатки, которые делают работу малоэффективной.
Экологические знания, включенные в действующие программы и учебники, практически не скоординированы между собой. Изучение вопросов экологии носит фрагментарный и формальный характер.

Передо мной возник  вопрос: чему и как учить младших школьников, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира.

Для того, чтобы младший школьник смог овладеть всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, нормами, правилами и отношениями, которые входят в структуру экологической культуры, важно не ограничиваться одним учебным предметом, а широко  подключать к работе  все предметы, составляющие курс начального обучения.

Актуальность данной темы неоспорима.

ФГОС по – новому определяет требования к итогам освоения основной образовательной программы  начального общего образования, выделяя в них личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

На первый план выдвигается достижение  личностные результатов обучения.  

Изучение состояния экологического воспитания младших школьников позволило выявить ряд противоречий:

  • между позитивными экокультурными установками  в школьных учебниках, и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в социуме.
  • Между  значимостью для младшего школьника непосредственного контакта с природными объектами, и крайним ограничением возможностей ребенка вступать в  контакт  с природой.
  •  Характерно также противоречие между активной природой младшего школьника, его импульсивностью  и преобладающим воздействием на интеллектуальную сферу личности ребенка, доминированием вербальных методов в практике экологического воспитания.

Указанные противоречия порождают проблему, заключающуюся в необходимости выяснения условий и разработки системы уроков, обеспечивающих эффективность педагогического воздействия на формирование духовно-нравственного, эмоционально-чувственного и нормативно - деятельностного компонентов экологической культуры младшего школьника.

 Перспективы решения данной проблемы связаны с реализацией принципа междисциплинарности в преподавании учебных курсов в начальной школе.

 Ведущая педагогическая идея   Формирование экологической культуры младших школьников   будет проходить наиболее эффективно, если:

1) будет разработана система межпредметных связей в содержании уроков;

2) в работе будет использоваться комплекс разнообразных межпредметных приемов, форм и видов заданий;

3) экологическая и методическая подготовка учителя будет соответствовать межпредметному содержанию формирования экологической культуры младших школьников.

Теоретическая база опыта

 Анализ педагогической и психологической литературы по данному вопросу    по мнению психологов - исследователей (Лидии Ильиничны  Божович, Валерия Сергеевна  Мухина,  др. психологов), важным представляется решение проблемы экологического образования и воспитания в младшем школьном возрасте.

Экологическая культура по мнению Анатолия Никифоровича  Захлебного  это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Экологическая культура, указывает Сергей Владимирович Алексеев, включает следующие основные компоненты.

По мнению Суравегиной Ирины Трофимовны,    экологическое образование опирается на  принципы. Одним из важнейших считается принцип междисциплинарности. Этот принцип реализуется через введение в процесс обучения системы межпредметных связей.

Достижение цели экологического образования будет более эффективным при накоплении знаний, умений и навыков на межпредметном уровне, где каждый учебный предмет раскрывает конкретную проблему взаимодействия человека с окружающей средой.        

         Новизна и практическая  значимость опыта заключается:

  • в  разработке системы  межпредметных заданий с экологическим содержанием для уроков;
  • в апробации   использования  педагогических средств, обеспечивающих механизм формирования экологической культуры младших школьников;
  • в подборке  диагностических  инструментов,  позволяющих  определить уровень сформированности экологической культуры.                           

В описании технологии опыта своей педагогической деятельности считаю целесообразным определить цель своей работы.               

   Цель: создать условия для формирования экологической культуры младших школьников  на   основе использования   межпредметных связей   учебных предметов УМК «Школа XXI века». Данная цель потребовала следующих задач:

- изучить  и проанализировать теоретические основы по проблеме 

- скорректировать  учебно - методический комплекс  с учетом экологизации содержания учебных предметов 

- разработать   систему  межпредметных заданий с экологическим содержанием для уроков

- составить  конспекты уроков  с использованием межпредметных связей.

- разработать пакет  диагностических методик, направленных на  изучение  уровня сформированности экологической культуры младших школьников.

Вопросами экологического образования и воспитания занимаюсь в течение нескольких лет. Работаю  по УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Практика  показала, что реальные возможности для решения задач экологического образования имеет как самостоятельный предмет «Окружающий мир»,  так и все другие предметы, что возможно при творческом подходе учителя к изучению каждой темы любого курса.

Работу по формированию экологических понятий   с 1 по 4 класс,  строю по принципу спирали, но с разной глубиной их освоения в зависимости от возраста детей.

Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют определенного содержания, методов, приемов  и форм работы:

  • наблюдения за объектами природы, их зарисовка;
  •  частично – поисковая работа на основе иллюстративного и природного
  • материала;
  • ценностный анализ – способ рассмотрения чего-либо с позиций ценностной значимости, проводимый на уроках курсов «окружающий мир» и «изобразительное искусство» (построение оценочных суждений, разъяснение  ценностей, выбор ценностей из предлагаемой системы);
  • сопоставление реальной природы и ее образа в художественных произведениях;
  • создание собственного художественного образа изучаемых объектов;
  • «метод идентификации» - способность поставить себя на место другого человека или объекта природы;
  • ценностное действие – упражнение в нравственных поступках.

Указанные  методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета: групповая и индивидуальная работа, экскурсии, уроки с раздаточным материалом, практические  работы в классе, в природе, самостоятельные наблюдения детей.

Большие возможности для осуществления экологического образования на межпредметной основе имеют  экскурсии. В курсе «Окружающий мир» в 1 классе на их проведение  отведено 11  уроков.  При подготовке такой экскурсии тщательно продумываю   систему  заданий с учетом межпредметных связей  (прослушивание музыкальных произведений, знакомство с литературными произведениями по теме) и намечаю  перспективы использования полученных на экскурсии материалов, результатов наблюдений и впечатлений в последующей работе ИЗО и технологии.  

Еще одна особенность построения курса «Окружающий мир» – организация восприятия произведений живописи. Рубрика «Картинная галерея» сопровождает любую тему курса 2 класса.

Часто на уроках использую  экологические сказки А.Чеснокова.  Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Детям нравится слушать сказки и вместе с педагогом прогнозировать события сказочной истории

 Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе.

Анализ учебного материала  (учебник "Русский язык" 3 класса автор        С.В. Иванов), показал,  что из 635   упражнений 112 содержат материал природоведческого характера, который учитель может использовать в целях экологического образования учащихся.

        Например, по теме «Последовательность предложений»  учащимся предлагается прочитать текст.

Предлагаю учащимся подумать, можно ли назвать то, что ты прочитал текстом?  Далее дети располагают предложения так, чтобы получился текст с заголовком «Ландыши». Предлагаю обсудить, почему ландыши прячутся от людей. Сообщаю детям о том, что ландыш относится к группе охраняемых растений. Главная причина  исчезновения – вытаптывание почвы во время  сбора цветов. Предлагаю задание: разработать план - стратегию сохранения этого растения.      

        Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например,  дети составляют цепи питания, куда входят  словарные слова, т.о. расширяются знания об объектах природы,  пищевых связях между ними.

Подбираю  темы для сочинений, творческих заданий  так, чтобы они способствовали не только развитию связной речи, но и помогали ребёнку понять и почувствовать  пагубное  и неразумное влияние человека на природу.

        Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей-натуралистов, включённые в учебники  «Литературное чтение» (автор Ефросинина Л.А.).

    Одним из эффективных средств, обеспечивающих творческий уровень применения экологических знаний, являются межпредметные текстовые задачи познавательного  характера, содержание которых усложняется от класса к классу.

       Совместно с детьми собираем  сведения о продолжительности жизни, весе, росте и других особенностях  представителей флоры и фауны, используя  их для составления задач.  

        Некоторые цифровые данные  (о высоте, продолжительности жизни отдельных пород деревьев, о  скорости некоторых птиц и др.) в  период изучения многозначных чисел в 4 классе использую для математических диктантов.

На уроках физкультуры закрепляю элементарные знания младших школьников об организме и охране здоровья с помощью природных факторов , развиваю сознание значимости гигиенических навыков и умений в сохранении и укреплении своего здоровья. Младший школьник испытывает острую потребность в игре. Особую ценность в этом плане  выполняют подвижные игры:   «Мир природы», «Жаворонки и вредные жуки», «Не тронь птенца», «Пауки и мухи», «Змейка», «Хитрый воробей»  и.д.

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.  Принимаем участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистая улица», операциях  «Большие дела маленьких рук» (сбор сушняка возле водоема, посадка рассады для цветника).

      Разработанный пакет диагностических методик позволяет выявить результативность проведенной педагогической работы и получать характеристики, важные для педагогического влияния и формирования экологической культуры.

Результаты диагностики  уровня знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, свидетельствуют о повышении уровня знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней. Во 2 и 3 классе у детей произошли существенные изменения в характере отношения к природе. Младшие школьники стали осознавать ценность объектов природы.

Анализ полученных данных после проведения диагностического исследования  уровня сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, показал, что в результате систематической  и целенаправленной работы по формированию экологических понятий у учащихся младших классов изменилась позиция детей во взаимодействии с природой. Наблюдается положительная динамика в повышении уровня практических навыков и умений.

Представленные результаты  рейтинга учебных предметов наглядно демонстрируют повышение интереса младших школьников к предмету «Окружающий мир».

В результате проводимой работы  улучшилось качество знаний по предметам,  о чем свидетельствует мониторинг качества знаний.

Адресная направленность

Надеюсь,  мой опыт поможет в работе педагогам начальных классов, педагогам дополнительно образования, работающих по предложенной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа по теме: "Экологическое образование через воспитание трудолюбия младших школьников"

В Данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы по теме трудового и экологического воспитания младших школьников. Даётся теоретическое обоснование проблемы  воспитания трудол...

Выступление на тему: «Преодоление дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня.» в рамках методического объединения учителей-логопедов

В разработке раскрыты основопологающие принципы коррекционной работы в преодолении дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня,  различные методики коррекционной работы ...

Выступление на тему «Дисграфия. Виды дисграфии. Профилактика и коррекция» в рамках педагогического совета «Диагностика и коррекция различных форм дисграфии и дислексии младших школьников»

Данное выступление знакомит слушателей с понятием "Дисграфия" , и  ее видами. Раскрывает типы ошибок при каждом виде дисграфии и напраления коррекционной работы по преодолению дисграфии...

Профилактика дисграфии у младших школьников с ССД на уроках в начальной школе.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного вос...

Формирование культуры безопасного поведения на дорогах у младших школьников в рамках программы "Конструируем из бумаги с применением компьютера"

В данной методической разработке представлен опыт использования возможностей детского начального технического творчества для воспитания у детей сознательного отношения к вопросам безопасности дорожног...