Интеллектуальные витаминки
элективный курс

Сафронова Марина Евгеньевна

Программа курса "Интеллектуальные витаминки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_vitaminki.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальные витаминки»

Иванова М.Е.

ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Интеллектуальные витаминки» разработана в соответствии с ФЗ № 273, Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 № 15785) и авторской программы О.Н. Шпагина, С.В. Пинженина  «Интеллектуальные витаминки» с использованием рабочих тетрадей рекомендованных Приказом от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2014-2015».

«Интеллектуальные витаминки». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 1 класса. Учебно-методическое пособие. – г.Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодежи», 2012 г. – 64 с.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД)

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • ориентирование на разнообразие способов решения задач;
  • основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществление синтеза как составления целого из частей;
  • сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • установление аналогии;
  • владение общим приемом решения задач.
  • осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;
  • создание и преобразование модели и схемы для решения задач;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;
  • построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся.

К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий»  («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Цель курса

Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Задачи

  • Развивать познавательную активность учащихся как важнейший  компонент любой деятельности человека.
  • Формировать познавательные результаты, заявленные в  «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
  • Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Реализация курса

Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

1 класс – 35 минут.

2-4 классы – 40 минут.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая, познавательная.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

  • Работа с числом (способность совершать счётные операции)
  • Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
  • Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
  • Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
  • Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
  • Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
  • Системный анализ (стратегическое планирование)
  • Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)

Виды «витаминок»

ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия. Основная цель – формирование познавательных УУД. Применяйте обычные «витаминки» в качестве интеллектуальных разминок на Ваших уроках, выдавайте в виде домашнего задания, используйте на классных часах. Иными словами, работайте с пособием так, как Вам удобно. Допустимо выполнять в классе не все задания – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.

СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Отведите на работу с «супервитаминкой» целый урок в форме интеллектуальной игры. Сценарий мероприятия Вы можете найти в приложениях.

КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. С данными «витаминками» дети должны заниматься индивидуально в режиме контрольной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Подсчитайте процент выполнения каждого задания и сделайте вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" во 2 классе.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»

Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»: пояснительная записка, методические реко...

Конспект открытого занятия внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" (1 класс)

Конспект занятия представлен в виде технологической карты с описанием этапов занятия и целей каждого этапа....

Презентации по внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" 3 класс

Презентации к занятиям по внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" для учащихся 3 класс...

Презентации по внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" 2 класс

Презентации к занятиям по внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" для учащихся 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Пояснительная записка, содержание курса, учебно-методическое обеспечение. Календарно - тематическое планирование на 4 года обучения, занятия по 1 разу в н...