П. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»!
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Почему на свете жить хорошо", «открытие» нового знания.

Цель урока: познакомить детей с произведением П. Дудочкина «Почему хорошо на свете».

Задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с рассказом П. Дудочкина «Почему хорошо на свете»;
  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью.

2. Развивающие:

  • развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать содержание текста по заглавию;
  • развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор), мышление (устанавливать аналогии обобщать).

3. Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к миру детской художественной литературы;
  • воспитывать усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки.

Средства обучения:

Для учителя: учебник, презентация, проектор, ноутбук.

Для обучающихся: учебник.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie._pochemu_horosho_na_svete._22.04.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа XI века», литературное чтение

Тема урока: П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: познакомить детей с произведением П. Дудочкина «Почему хорошо на свете».

Задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с рассказом П. Дудочкина «Почему хорошо на свете»;
  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью.

2. Развивающие:

  • развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать содержание текста по заглавию;
  • развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор), мышление (устанавливать аналогии обобщать).

3. Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к миру детской художественной литературы;
  • воспитывать усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки.

Средства обучения:

Для учителя: учебник, презентация, проектор, ноутбук.

Для обучающихся: учебник.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

У.: Настраиваемся на продуктивную работу. Подготовьте свое рабочее место, положите все на парту красиво.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Внимательно слушай, дружок,

Чтоб все задания выполнить смог.

О.: Настраиваются на работу.

Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания по предыдущей теме

(выразительное чтение)

У.: Послушайте загадку, о чем идет речь?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкой,

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

О.: Весна.

У.: Сегодня на урок к нам пришла Весна. Она принесла много интересных заданий. Первым заданием будет узнать жанр произведения. На столе у каждого лежит волшебный цветок, вы будете вписывать в каждый лепесток жанр услышанного произведения. А начнём мы писать с красного лепестка, по часовой стрелке.

а) Приходи весна, весна красная,

Приходи Весна, весна с радостью!

Ой-люли-люли, приходи!

Солнце ясное взойди,

Тысячу людей освети.

Неудачу – в XXI век – не пусти!

Ой – люли, не пусти!

(Закличка)

б) С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов…

(Рассказ)

в) Зима не даром злится

Прошла ее пора…

(Стихотворение)

г) Приступила к работе Весна-красна. Не сразу взялась за дело. Сперва призадумалась…

(Сказка)

д) Проворонила ворона воронёнка.

(Скороговорка)

е) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

(Пословица)

У.: А сейчас посмотрите на доску и проверьте себя. Кто без ошибок сделал это задание, поднимите зелёный карандаш. Молодцы. Остальные ребята будьте внимательны при выполнении следующих заданий.

О.: Сверяют свои ответы с правильными.

У.: Ребята как можно одним словом назвать скороговорку, закличку, пословицу?

О.: Произведения фольклора.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения).

Определение темы, постановка цели урока

У.: На столах у вас лежат конверты со словами. Вы должны с соседом по парте собрать из этих слов предложение.

О.: Почему хорошо на свете?

У.: Давайте мы с вами составим кластер, ответив на этот вопрос.

О.: Дети отвечают на вопрос, образуется кластер.

У.: Всё что вы перечислили – это, правильно, как вы думаете с какое название произведения будет на сегодняшнем уроке?

О.: Почему хорошо на свете.

У.: Правильно, герои произведения Петра Петровича Дудочкина, которое так и называется «Почему хорошо на свете», отвечали по-своему, сейчас мы с вами познакомимся с этим произведением.

О.: Слушают учителя.

У.: Давайте определим цель нашего урока.

О.: Познакомиться с произведением Петра Петровича Дудочкина «Почему хорошо на свете».

Познавательные УУД:

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- высказывать свое предположение.

«Открытие» нового знания

У.: Петр Петрович Дудочкин родился 30 октября 1915 года в деревне Стреченово Рославльского района Смоленской области. Отец его был армейским офицером, мать работала учительницей. Петр Петрович окончил школу в Рославле и в начале 30-х годов поступил в академию в Москве на зоотехнический факультет, к 1935 году успешно окончил его, получил диплом и стал работать по специальности.

Работа с текстом рассказа

Петра Петровича Дудочкина «Почему хорошо на свете»

У.: Откройте учебник на стр. 123. С каким произведением Петра Дудочкина мы сегодня познакомимся?

О.: «Почему хорошо на свете»

У.: Как вы думаете, что означает заглавие?

О.: Ответы учеников.

Чтение учителя. «Почему хорошо на свете»

У.: Понравилось произведение?

О.: Ответы учеников.

У.: К какому жанру оно относится? Почему?

О.: Сказка. Разговаривают герои, в сказке Скворец записан с большой буквы.

У.: Что понравилось?

О.: Ответы учеников.

У.: Какое настроение вызывает это произведение?

О.: Ответы детей.

У.: Посмотрите сколько частей в этой сказке?

О.: 5.

Работа по I части

У.: Давайте прочитаем 1 часть сказки по цепочке.

О.: Чтение I части по цепочке.

У.: Как начинается произведение?

О.: Молодой скворушка научился летать.

У.: О чем пел скворушка? Почему хорошо на свете?

О.: Ответы детей.

У.: Кто ответил на его песню?

О.: Солнышко.

У.: Как?

О.: Чтение по тексту.

У.: Что же солнышко делает хорошего?

О.: «Я даю людям свет и тепло».

У.: Почему скворушке стало стыдно?

О.: Он еще ничего не умел делать.

Работа по II части

У.: А сейчас II 2 часть мы прочитаем по-ролям. Для этого выберем автора, Скворушку, Дождик.

О.: Чтение по-ролям.

У.: Что же дождик делает доброго?

О.: Я умываю всех и пою чистой водицей.

Работа по III части

У.: А сейчас III часть мы прочитаем выборочно. Найдите 3 часть сказки. Кого дальше встретил скворушка?

О.: Дятла.

У.: Найдите описание дятла.

О.: Прилетела большая пестрая птица в красной шапочке на затылке, села прямо на ствол и принялась долбить кору: «Тук! Тук! Тук!»

У.: Как люди называют дятла?

О.: Лесной санитар.

Работа по IV части

У.:Прочитайте IV часть самостоятельно.

О.: Самостоятельное чтение.

У.: Почему скворушка даже спрятался?

О.: Ответы детей.

У.: Кто ему встретился на земле?

О.: Червяк.

У.: Почему скворушка рассердился на червяка?

О.: Ответы детей.

Работа по V части

У.: V часть - чтение хорошо читающим учеником.

О.: Чтение.

У.: О чем задумался скворушка?

О.: «Что делать, чтобы не было стыдно».

У.: Почему он запел так, как никогда в жизни не пел?

О.: Ответы детей.

У.: Как заканчивается сказка?

О.: Скворушка подумал: «Значит, и я что-то хорошее делаю, раз моя песенка нравится».

У.: Почему же хорошо на свете стало скворушке?

О.: Ответы детей.

У.: Какое же хорошее, доброе дело делал скворушка?

О.: Ответы детей.

У.: Какую пользу приносят скворцы?

О.: Ответы детей.

У.: Хорошо, молодцы. Давайте чуть-чуть отдохнем и продолжим.

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию из текста;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

коммуникативной задачей;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

осуществлять анализ произведения.

Физминутка

Встанем, дети, (Встали.)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять. - (Шагаем.)

Приподнялись, (Поднялись на носочках.)

Чуть присели (Приседаем.)

И соседа не задели, (Садимся.)

А теперь придется встать, (Встали, потянулись.)

Тихо сесть, (Ровненько сели.)

Регулятивные УУД: проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Закрепление изученного

У.: Как вы поняли, почему на свете хорошо? Объясните.

О.: Ответы учащихся.

У.: Каким вы представляете Скворушку, после прочтения сказки? Как к нему относится автор?

О.: Мнения детей.

У.: Посмотрите на схему-цепочку персонажей, с которыми встречался и разговаривал Скворушка. Посмотрите, как это сделал мальчик. Солнышко – Дождик – Червяк – Дятел. Подумайте, нет ли ошибки в схеме мальчика? Исправьте её.

О.: Есть ошибка. Правильно будет так: Солнышко – Дождик – Дятел – Червяк.

У.: Давайте мы с вами составим план к этому рассказу. Откроем тетради подпишем число «22 апреля», название и автора П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Посередине подписываем «План». Сколько у нас частей в этом произведении?

О.: Пять.

У.: Давайте посмотрим на первую часть. Какова главная мыль этой части? Как назовем? Как мы ее назовем?

О.: Ответы учеников.

У.: Хорошо, мы решили, что первую часть назовем – Скворушка разговаривает с Солнцем. Давайте подумаем, как назвать вторую часть. О чем эта часть? Как мы ее озаглавим?

О.: Ответы учеников.

У.: Под цифрой 2 напишем - Польза Дождика. Давайте проанализируем третью часть. Что тут нам рассказывает автор? Как назовем?

О.: Ответы учеников.

У.: Да, 3 части мы подобрали название – Добрые дела Дятла. Давайте посмотрим на четвертую часть. О чем повествование в этой части? Придумаем, как озаглавим эту часть.

О.: Ответы учеников.

У.: Четвертую часть назовем так – Как червяк помогает добрым делом. Посмотрим на последнюю часть, как назовем ее?

О.: Добрые дела Скворушки.

Познавательные УУД:

- устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме.

Регулятивные УУД: ориентироваться в содержании предмета.

Рефлексия

У.: Что вам показалось на уроке самым интересным? Как бы вы оценили свою работу на уроке?

О.: Ответы учеников.

У.: С каким произведением мы с вами познакомились?

О.: Со сказкой П. Дудочкина «Почему хорошо на свете».

У.: Что мы делали?

О.: Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, составляли план сказки.

У.: Что вам понравилось больше всего?

О.: Ответы учащихся.

У.: Записываем домашнее задание стр. 127, вопрос 5.

Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом."Почему хорошо на свете жить"

Развитие речи. Текст-рассуждение.( Тип текста.Смысловое единство предложений в тексте.0...

Урок литер.чтения во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Тема "П.Дудочкин. Почему хорошо на свете".

Урок "открытия" новых знаний.Цель:  обучающаяпродолжить знакомство с произведениями о весне;отработка умения работать с текстом, формирование основной идеи данного произведения,отработ...

Внеклассное мероприятие "Профессий хороших на свете не счесть..."

Воспитательное мероприятие "Профессий хороших на свете не счесть..." расширяет кругозор школьников о мире профессий, воспитывает уважительное отношение к труду, людям труда. Занятие сопровождается зан...

Классный час "Как хорошо на свете без войны!"

Мероприятие разработано для проведения с учащимися 1-2 классов. Опираясь на свой личный опыт, младшие школьники получают возможность ощутить эмоциональный фон военного детства....

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "П.Дудочкин "Почему хорошо на свете?"

Презентация  к уроку литературного чтения во 2 классе  П.Дудочкин "Почему хорошо на свете?"...

Конспект урока литературного чтения : Г.Скребицкий «Весна – художник», П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные...