Программа "Читаем быстро и легко"
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Жилина Евгения Юрьевна

В современном мире с особой остротой встала проблема дефицита чтения. Между  тем   исследования  социологов  и психологов  всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект.

Люди читающие быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют большой объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.  Тем более важна роль чтения в школе.

Поэтому на протяжении многих  лет  работаю над методической темой: «Совершенствование навыков смыслового чтения как элемента формирования функциональной грамотности младших школьников» Разработанная мною  программа  «Читаем быстро и легко» затрагивает актуальную для современной системы образования проблему формирования функциональной грамотности школьников   и способствует решению педагогических задач, связанных  с успешным развитием и социализацией обучающихся в соответствии с ФГОС 2-гo поколения. Программа содержит систему специальных упражнений, заданий, и способов действий, влияющих на основные параметры чтения, а также включает дидактические и методические материалы. Реализация программы  предполагает достижение таких  результатов, как  

эффективное овладение  учащимися навыком смыслового  чтения;

пробуждение интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

сформированность положительной  мотивации чтения, отношение к читательской деятельности как  к сфере самореализации и творчества;

способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.Следует отметить прикладную направленность программы: она применима не только в системе начального образования. Реализация данной программы возможна на уроках родного русского  языка, русского языка и литературы в среднем звене. В программе указаны возможные способы  применения  её  при изучении других дисциплин: окружающего мира, математики, технологии.

            Система специальных упражнений, заданий, и способов действий, влияющих на основные параметры чтения, представленная  в программе,   описана просто и понятно, что обуславливает успешность   её реализации.

            Программа интегративна по своему характеру, так как объединяет содержание курсов литературы  и окружающего мира. Она формирует у детей целостное миропонимание, усиливает нравственный аспект воспитания, что особенно важно в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._programma-chitaem_bystro_i_legko_zhilina_e.yu_.docx400.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Люди читают сотни веков, но только в наше время со всей остротой встала проблема повышения скорости чтения. В чём причина?

Современное человечество живёт в условиях информационного взрыва. Объём научно-технической информации огромен, и он удваивается каждые 10-15 лет. Например, «специалистам в области вычислительной техники необходимо просматривать до 40 журналов ежемесячно. Очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой объём печатной продукции просто невозможно. Учёные подсчитали, что за последние 10 лет ёмкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, а быстродействие – более, чем в 100. Большинство же людей читают с той же скоростью, что и раньше – 600 – 900 знаков в минуту» (О.Андреев). Это значит, что при мгновенном получении результата от машины, человек много времени затрачивает на его считывание. Вот почему с особой остротой встаёт вопрос о повышении скорости чтения каждым членом нашего общества.

Проведённые в Харьковском педагогическом институте исследования показали, что прямая связь существует между скоростью чтения и успеваемостью. Среди быстро читающих на «4» и «5» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%. Это неудивительно, ведь социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Люди читающие быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют большой объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Тем более важна роль чтения в школе.

Навыками элементарного чтения в детстве и начальной школе овладевают под руководством родителей и учителей. Если на какой-то ступени, особенно в начале обучения возникают проблемы в чтении, то психический груз этих недочётов человек проносит до конца жизни. Между тем руководство развитием и совершенствованием навыка чтения пока остаётся слабоуправляемой зоной.

Жизнь подсказывает важный методический вывод: необходимо управлять чтением с помощью системы специальных упражнений и способов действий, влияющих на основные параметры чтения.

Это и определило актуальность создания программы: «Читаем быстро и легко».

Программа соответствует основным педагогическим принципам:

  • общедоступность, адаптивность программы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • создание условий для самореализации личности;
  • гуманистический характер образования.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • эффективное овладение учащимися навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основными задачами являются:

  • формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества;
  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
  • ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.

Содержательную основу программы составляет программа "Литературное чтение" авторов М.В. Головановой, Л.Ф. Климановой и др., учебные материалы к которой строятся на двух ведущих принципах: литературно-художественном и коммуникативно-познавательном, - отражающих основные положения концепции комплекта учебников "Школа России".

Методическое и дидактическое сопровождение программы

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”.

Поэтому в сложном процессе чтения мы выделяем два основных направления работы:

1. Восприятие слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести или вспомнить определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Не трудно показать, что в этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

2. Восприятие художественного произведения. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.

Реализация первого направления в программе:

Восприятие слов

«В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание ученика, при этом на понимание у него не остаётся интеллектуальных сил» (Г.Г.Мисаренко). Чтобы добиться осознанного выразительного беглого чтения, необходимо как можно прочнее автоматизировать восприятие «оперативных единиц чтения» (А.Н.Корнеев), т.е. того максимального количества знаков, которые ребёнок распознаёт моментально при чтении. Возможности для этого предоставляет методика слогового структурирования, которая является результатом исследования теоретических трудов и практических пособий, разработанных научной лабораторией обучения по системе Л.В.Занкова, научной группой Школы Олега Андреева.

Данная методика предполагает, что дети работают с группами слов разной степени сложности слоговой структуры. От группы к группе структура слов усложняется. Лексический материал, подобранный для чтения, разбит на столбики. Каждый столбик состоит из слов, объединённых по схожести слоговой структуры и произносительных норм.

В первом классе целесообразно начать работу с чтения столбиков слогов (ба, аб, бао, баб, бра), затем переходить к чтению слов простейшей слоговой структуры:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Щи

и-ва

ба-ня

бе-рё-за

а-ку-ла

о-ко-ли-ца

за-те-я

ги-е-на

бе-го-ни-я

ва-ре-ни-ки

мо-ро-же-но-е

ка-ра-ка-ти-ца

ёж

лук

боль

и-ней

о-бувь

ве-ер

бе-рег

ро-яль

би-вень

а-на-лиз

у-чи-тель

хо-зя-ин

бо-ти-нок

во-ди-тель

жа-во-ро-нок

за-ма-ни-вать

ли-но-ле-ум

ар-ка

ап-те-ка

бан-ка

день-ги

дик-ци-я

бак-лу-ша

боль-ни-ца

из-де-ли-е

ат-ле-ти-ка

вол-не-ни-е

гос-ти-ни-ца

и-гол-ка

бе-сед-ка

ку-паль-ня

пи-яв-ка

за-тей-ни-ца

и-зю-мин-ка

ру-са-лоч-ка

В первой группе представлены слова, состоящие из слогов-слияний (ба-ня, бе-рё-за, ва-ре-ни-ки)

Во второй группе приведены слова, состоящие из слога-слияния и закрытого слога, находящегося в конце слова (ве-ер, ли-но-ле-ум).

В третьей группе закрытый слог перемещается в начало слова и рядом оказываются два согласных звука, что усложняет прочтение (бан-ка).

В четвёртой группе содержатся слова с закрытым слогом в середине слова (и-гол-ка).

К концу первого класса учащиеся должны уметь:

  • распознавать букву, соотносить её со звуком, соединять буквы в слоги и прочитывать одним движением глаз простейшие слоговые структуры (щи, лук, банка, аптека);
  • концентрировать внимание на лексическом материале при коллективных формах работы;
  • осуществлять выборочное чтение по заданию учителя.

Во втором классе вниманию детей предлагаются следующие слоговые структуры:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

ав-тор

ап-рель

бан-тик

пол-день

маль-чик

о-реш-ник

ба-гаж-ник

за-мед-лить

ба-гуль-ник

ба-гуль-ник

гал-чо-нок

вер-ми-шель

мил-ли-он

ват-руш-ка

бал-кон-чик

бул-тых-нуть

ан-тен-на

ап-те-карь

ав-то-бус

из-воз-чик

вен-ти-ля-тор

во-рот-ни-чок

Дно

ста-я

кло-ун

блю-до

бри-га-да

зда-ни-е

гло-бус

гре-бень

вла-де-лец

кра-си-тель

кру-пин-ка

гра-бель-ки

дра-кон-чик

гла-голь-ный

Стол

Бровь

блюд-це

свадь-ба

брус-ни-ка

блин-чик

стуль-чик

крен-дель

граж-да-нин

Первая группа представляет собой слова с двумя закрытыми слогами с дальнейшим усложнением путём добавления в начало одного или нескольких слогов-слияний.

Во вторую группу объединены слова из нескольких закрытых слогов.

В третьей группе собраны слова, в которых первый слог открытый и образован со стечением согласных в начале слова.

В четвёртой группе представлены слова, в которых первый слог закрытый и имеет в начале стечение согласных.

К концу второго класса учащиеся должны иметь:

  • умения синтезировать слоги в слова сложной слоговой структуры (без-дель-ник, враж-до-вать, па-по-рот-ник);
  • беглость чтения (отрабатывать таблицу Шульте за 20 сек., прочитывать таблицу гласных и согласных звуков из 10 строк за 2 минуты)
  • осуществлять выборочное чтение по заданию учителя.

Для отработки навыка беглого чтения в третьем классе используется следующий лексический материал:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

мост

весть

вальс

я-хонт

би-цепс

жа-лость

пе-ри-метр

ди-ри-жабль

ав-густ

воз-раст

вер-ность

курт-ка

галс-тук

раз-вёрт-ка

блеск

гвоздь

свист-нуть

от-блеск

ком-плекс

взлёт

встать

склад-ка

страж-ник

вы-стрел

встре-ча

встре-во-жить

вскрыть

всплеск

встряс-ка

вздрем-нуть

В первой группе собраны слова, в которых слог, имеющий стечение согласных, занимает позицию в конце слова, следуя за слогом-слиянием.

Во вторую группу объединены слова, где слог, имеющий стечение согласных стоит в начале или середине слова и соединяется с закрытым слогом.

Третью и четвёртую группу образуют слова со стечением нескольких согласных.

К концу третьего класса учащиеся должны уметь:

  • синтезировать слоги в слова более сложной орфоэпической структуры (2-3 слога слияния + примыкающие согласные);
  • осознавать смысл прочитанного;
  • производить самостоятельную поисковую деятельность по отбору лексических единиц с использованием словарной и справочной литературы.

В четвёртом классе лексический материал усложнён, и работа строится на основе словосочетаний и предложений, составленных их слов различных слоговых структур.

К концу четвёртого класса учащиеся должны уметь:

  • синтезировать слова различной орфоэпической структуры в словосочетания, предложения и прочитывать их одним движение глаз;
  • осознавать смысл, анализировать содержание прочитанного;
  • активно участвовать в поисковой и творческой работе по расширению лексического представительства метода слоговых структур.

Первое слово каждого столбика выделено, первые пять слов разделены на слоги как образец, в них поставлено ударение. Прочитав их, ребёнок знакомится с алгоритмом воспроизведения слов данной слоговой структуры. Чтобы чтение по алгоритму превратилось в устойчивый стереотип, стало системой привычек и навыков, которую ребёнок может использовать автоматически, без напряжения, необходимо многократное повторение тренировочных упражнений, что для ребёнка неинтересно и скучно.

Избежать однообразия представляется возможным при использовании различных форм и видов организации работы со слоговыми структурами:

- индивидуальное чтение в комфортном режиме;

- хоровое чтение;

- чтение вслух или вполголоса заданного количества слов;

- чтение в парах;

- чтение по цепочке (змейкой, зигзагом);

- комбинированное чтение (чередование учитель - ученики хором, учитель - ученики по цепочке).

Предупредить потерю интереса позволяет использование различных приёмов активизации умственной деятельности младших школьников.

1. Постановка учителем нестандартных учебных заданий.

- Прочитывай вслух только те слова, которые оканчиваются буквой А.

- Читай слова, чередуя: два слова вслух, одно про себя.

- Читай слова вполголоса, пропуская те, где есть слог НО.

- Читай слова вполголоса, «выкрикивая» имена.

2. Преобразование тренировочных упражнений в творческие.

- Прочитай грустно, весело, строго, просительно, вопросительно.

- Найди слова-рифмы.

- Какие слова можно изменить, убрав одну букву (в начале слова, в конце слова)?

- Какие слова изменятся, если добавим одну букву?

3. Выявление новой функции объекта.

- Найди слово, которое может обозначать и предмет, и действие (ели, дуло).

4. Упражнения, направленные на развитие чёткости чтения.

- «Слово – пружина». («Растягиваем»: [мммааамммааа], «сжимаем»: [мама]).

- «Слово – мячик». ( «Подбрасываем» - повышаем тембр и громкость: [за- ]и «ловим» - понижаем тембр и громкость: [-бор]).

5. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову – предпосылка осознанного чтения.

- Найди среди прочитанных слов название птицы (дерева, профессии и т.д.).

- Найди слово, в котором «спряталось» другое слово. (Иголка – гол, жаворонок – ворон, вор).

- Найди синонимы (антонимы).( День – ночь, горе - беда).

- Найди устаревшие слова.

- Найди слова, в которых все звуки мягкие (твёрдые).

- В каких словах живёт рак?

- В каких словах спрятались ноты?

- Все слова хороши, но где-то спрятались ужи.

- Какие слова любит ворона? Лягушка?

- В каких словах ель растёт?

- В каком столбике больше всего словарных слов?

- Найди слова-действия (признаки)

Данные упражнения и способы действий, используемые при обучении, можно применять на любом этапе формирования читательских компетенций, при работе с любым из представленных столбиков слов. При выборе упражнений использовались не только литературные источники, значительная часть из них является авторским изобретением.

В рамках данной программы, делающей ставку на активизацию и интенсификацию процесса овладения навыком чтения, уместно использование в педагогической практике инновационных технологий, в частности, технологии имитационного моделирования (игровой технологии). Методика слогового структурирования предполагает наличие материала и условий для формирования алгоритмов чтения, игра же позволяет смоделировать в образовательном пространстве жизненно важные затруднения, преодоление которых приводит к поиску учащимися путей решения, а значит, к полноценной автоматизации умения воспроизводить типичные слоговые структуры. Поэтому сложно представить способ чтения, столь же эффективный, как чтение-игра.

«Игра в прятки». (Учитель читает столбик не сначала, определив только страницу, дети должны быстро сориентироваться).

«Мнимое слово». (Учитель при чтении вслух произносит отсутствующее слово, дети должны назвать это слово).

«Фотоглаз». (Дети запоминают слово, восприняв его зрительно. Затем, «сфотографировав» столбик слов, определяют наличие в нём заданного слова).

«Молния». (Чередование «комфортного» режима чтения с чтением на максимальной скорости. Начинается с 20 секунд.)

«Голос». ( По команде «голос» дети переходят на чтение «про себя», проговаривая слова не голосом, а губами, и наоборот).

«Решётка». ( Текст вертикально перекрывается полосками, дети читают, добавляя нужные буквы, слоги).

«Буксир». ( При чтении вслух учитель резко останавливается, дети должны прочитать слово).

« Кто быстрее?» (Найти слова, предложения в ряду символов. Отработка «скользящего» чтения).

«Догонялки». (Учитель или хорошо читающий ученик в быстром темпе читает первый слог, дети хором дочитывают окончание слова).

«Сундучок со словами». ( Дети «складывают в сундучок» непонятные слова, затем объясняют их значение).

Чтение-игру возможно применять не только в работе со слоговыми структурами, но и при чтении художественных и научных текстов на уроках чтения, естествознания.

При кажущемся объёме материала, который нужно охватить, занятие занимает не более 5 – 6 минут. На каждом уроке чтения проводится пятиминутная разминка, которая включает в себя комбинацию вышеназванных дидактических условий. Таким образом, примерная структура занятия включает следующие этапы:

1. Упражнение, развивающее оперативную память и поле чтения

2. Чтение 1 или нескольких столбиков слов заданной слоговой структуры (коллективно, индивидуально или в другой форме по выбору).

3. Чтение – игра.

Выбор оптимальных для данного занятия упражнений, приёмов, игр определяет тема и содержание урока, а также уровень владения учащимися навыком чтения, этап работы над содержанием данного столбика. Например, при первичном ознакомлении с лексическим материалом столбика целесообразно использовать коллективные формы работы (хоровое или комбинированное чтение) и упражнения, направленные на развитие чёткости произношения. На этом этапе следует избегать упражнений творческого характера и упражнений, направленных на поиск опосредованной информации, так как прочитанные ребёнком слова ещё не отложились в оперативную память, алгоритм воспроизведения данной слоговой структуры ещё несовершенен, и усложнение задания может привести к сбою, ошибке. Когда же технические операции автоматизируются, внимание ученика можно сконцентрировать на понимании смысла, увеличении темпа чтения.

Метод слогового структурирования предоставляет богатый материал для создания деятельностных ситуаций при изучении других дисциплин, что позволяет осуществить дополнительные тренировочные упражнения:

- на уроке русского языка во время синтаксической, орфографической и лексической работы;

- на уроке естествознания на этапе актуализации и закрепления терминологических понятий (найди названия деревьев, животных, найди слова – названия частей растений);

- на уроке математики на этапе устного счёта, для проверки решения (найди слово – ответ).

Реализация второго направления в программе:

Восприятие художественного произведения

Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Этому виду деятельности свойственны

  • фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
  • слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;
  • зависимость от жизненного опыта;
  • связь с практической деятельностью ребенка;
  • ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;
  • превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
  • недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;
  • преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

Уровень восприятия ребёнком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.п.). Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Наличие более низких уровней связано со степенью образной конкретизации и образного мышления.

Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия:

Фрагментарный уровень. У детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

Констатирующий уровень. Читатели отличается точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, но выразить ощущения им трудно. Воображение развито слабо. Внимание сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении. При специальных вопросах учащиеся могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь больше на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская идея остаётся не освоенной.

Уровень «героя». Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменения своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причём читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют прежде всего герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям. При специальных вопросах учителя могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.

Уровень «идеи». Читатели способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Дети любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным, способны увидеть в тексте авторскую позицию, основной конфликт. Читатели часто обращают внимание на название произведения. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки могут быть детскими, но важно само стремление ученика соотносить размышления, вызванные текстом, определять проблему, стоящую в произведении.

Реализация данного направления программы осуществляется в 3 этапа:

Первый этап – подготовительный (1 класс)

Цель: обучение восприятию литературного произведения

Задачи:

  • обогатить читательский опыт детей;
  • отрабатывать специальные читательские умения;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать интерес к самостоятельному чтению.

Основная форма работы: урок литературного слушания.

Основной метод: наглядное моделирование через введение системы заместителей для жанров, тем, героев, составление схематических планов.

Второй этап – начальный (2 класс)

Цель: развитие читательских и речевых умений.

Задачи:

  • формировать правильное, осознанное, плавное чтение;
  • развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;
  • воспитывать нравственно-этические основы;
  • совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста;
  • отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой.

Основная формы работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок слушания, нетрадиционные формы уроков).

Третий этап – основной (3 класс).

Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Задачи:

  • обеспечить полноценное восприятие произведения;
  • выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;
  • совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;
  • формировать литературоведческие представления;
  • расширять круг чтения, формировать читательские умения.

Четвёртый этап – заключительный (4 класс).

Цель: формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

Для целостного восприятия художественного произведения, постижения его темы и идеи необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Для решения поставленных в программе задач применяется методика опорных памяток, с помощью которых учащиеся уже к концу второго класса воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя. В программе используются следующие опорные памятки (см. Приложение №5):

  • «План рассказа о герое»
  • «План работы над лирическим стихотворением»
  • «План анализа рассказа»
  • «План анализа сказки»
  • «План анализа басни»

Они применяются, во-первых, на протяжении довольно долгого периода в первом классе, когда ребята устно отвечают на перечисленные вопросы или в некоторых случаях ведут записи в тетради по литературе под руководством учителя. Во вторых, во втором и третьем классах, когда круг чтения сильно расширяется, и они уже самостоятельно пользуются этими опорами для того, чтобы проанализировать выбранные ими рассказ или сказку.

Применение программы «Читаем быстро и легко» в учебно-воспитательном процессе начальной школы способствует выработке устойчивого навыка правильного, беглого, осознанного чтения младших школьников, который будет необходим для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Кроме того, программа интегративна по своему характеру, так как объединяет содержание курсов литературы, речевого развития, изобразительного искусства и окружающего мира. Она формирует у детей целостное миропонимание, усиливает нравственный аспект воспитания, что особенно важно в современной школе.

Используемая литература:

1. Воспитательное чтение в условиях современного образования./ Макеева С.Г. // Начальная школа, 2000, № 9.

#1044;идактический материал для развития техники чтения в начальной школе / Г.Г.Мисаренко. – М.: Оникс 21 век,2004.

3. “Игры по обучению грамоте и чтению” /Н.Н.Максимук //Москва “ВАКО” 2004

4. Как научить детей правильно читать./ Л.С.Васильева. – Саратов: Лицей,2005.

5. Как я работаю над техникой чтения своих учеников./ Бесчастная Е.И. // Начальная школа, 2000, № 9.

6. Когда и почему ребенку читать не хочется? /Светловская Н.Н // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./ Под ред. М.С.Соловейчик и др. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 340–345 с

7. . Неисчерпаемость слова: заметки о детском чтении./ Глушаков П.С.. // Начальная школа, 2002, № ;

8. Обучение детей чтению./ О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: АСТ, 2004.

9. Основы науки о читателе” /Н.Н.Светловская //М.,2003.

10. «Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения”/ Н.Д. Путина // Начальная школа, 2002№3.

11. Повышение скорости чтения / С.Г.Зотов, М.А.Зотова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

#1055;роблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения./ Матвеева С.И.// Начальная школа, 2000, № 11.

13. Техника быстрого чтения./ О.А.Андреев. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

14. Чтение в изменяющемся мире. – М, 1974.

15. Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку чтения. – М.: СИРПП, 2001.

16. Чтение – превосходный профессор литературы./ Шелестова З.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как легко и быстро выучить таблицу умножения

Таблица умножения... От одного этого выражения дрожь по телу :) Как можно ее выучить во 2-ом классе? Оказывается, очень просто! Вот несколько советов, которые помогут Вам и Вашим деткам в этом деле....

Как легко и быстро выучить таблицу умножения

Таблица умножения...  Как можно ее выучить во 2-ом классе? Оказывается, очень просто! Вот несколько советов, которые помогут Вам и Вашим деткам в этом деле. ...

9 способов легко и быстро выучить таблицу умножения

9 способов легко и быстро выучить таблицу умножения...

"Английский язык - легко, быстро и интересно"

Почему изучение английской лексики в качестве домашнего задания превращается иногда в утомительный и долгий процесс? А слова английских популярных песен или английские надписи на одежде и разных предм...

Учим таблицу умножения легко и быстро

Быстрый способ выучить таблицу умножения...

Запоминаем таблицу умножения: быстро и легко.

В данной статье представлены способы быстрого запминания таблицы....